British Museum, Ч.2
Следующей по значению и популярности в Британском Музее является экспозиция Древних Греции и Рима. Она занимает в четыре раза больше пространства, чем посвященная Египту, но и здесь взглядам публики представлена лишь малая толика всех богатств музея, относящихся к эллинско-римской культуре. Всего же "классическая" коллекция музея насчитывает более 100 тыс. экспонатов и является одной из крупнейших и самых разносторонних в мире.
Здесь можно увидеть поэтапное развитие культур эллинского и римского миров: Циклады, Крит со своей минойской культурой, Микены, Афины и Ликия, Эфес, Кипр, а также вся Римская империя от рассвета до заката; начиная от бронзового века Эллады (3200 г до н.э.) и заканчивая правлением императора Константина I (IV век н.э.). Оригинальне фрагменты двух чудес древнего мира - мавзолея в Геликарнасе и храма Артемиды - тоже представлены в залах Британского Музея. А истинной жемчужиной коллекции можно считать оспариваемые Грецией Мраморы Элгина.
Монумент Нереид (реконструкция), фронтон ликийской гробницы из Ксанфа; около 390 г. до н.э. |
Здесь можно увидеть поэтапное развитие культур эллинского и римского миров: Циклады, Крит со своей минойской культурой, Микены, Афины и Ликия, Эфес, Кипр, а также вся Римская империя от рассвета до заката; начиная от бронзового века Эллады (3200 г до н.э.) и заканчивая правлением императора Константина I (IV век н.э.). Оригинальне фрагменты двух чудес древнего мира - мавзолея в Геликарнасе и храма Артемиды - тоже представлены в залах Британского Музея. А истинной жемчужиной коллекции можно считать оспариваемые Грецией Мраморы Элгина.
Афинский Акрополь (макет, вид сверху) |
Знаменитая шестая кариатида Эрехтейона из Акрополя; около 420г. до н.э. |
Мраморы Элгина: фрагменты статуй восточного фронтона Парфенона |
Мраморы Элгина: метопа с фриза Парфенона, битва лапифов с кентаврами |
Мраморы Элгина: метопа с фриза Парфенона, битва лапифов с кентаврами |
Мраморы Элгина: фрагмент статуи коня богини Селены, восточный фронтон Парфенона |
Несмотря на всю критику и болезненные обсуждения многолетней политики как самого музея, так и Британской империи в целом, нельзя недооценивать проделанную Британским Музеем работу по сбору и сохранению памятников тысячелетней культуры человечества. Споры будут продолжаться, но о них очень легко забыть, гуляя по залам, наполненным тысячелетней историей и прекрасными памятниками прошлого.
Мраморы Элгина: фрагмент западного фриза, 438-32 гг. до н.э. |
Мраморы Элгина: фрагмент западного фриза, 438-32 гг. до н.э. |
Мраморы Элгина: фрагмент западного фриза, 438-32 гг. до н.э. |
Мраморы Элгина: фрагмент западного фриза, 438-32 гг. до н.э. |
Мраморы Элгина: фрагмент западного фриза с восстановленной росписью, 438-32 гг. до н.э. |
Мраморы Элгина: фрагменты статуй |
Мраморы Элгина: фрагменты статуй |
Мраморы Элгина: фрагменты восточного фриза |
Мраморы Элгина: фрагмент восточного фриза |
Ионическая колонна с Акрополя; около 420-415 гг до н.э. |
Нельзя сказать, что древний мир Эллады раскрывает перед посетителями свои сокровища очень охотно. Крупица здесь, немного там... Невозможно сложить полноценный образ народа, культуры, пласта истории по экспонатам в нескольких комнатах. Но приобщиться к древнейшим артефактам и хоть немножечко, но понять людей, живших сотни лет назад, все же можно.
Амазономахия; фриз мавзолея в Геликарнасе; около 350г. до н.э. |
Бронзовая маска Диониса; II век до н.э. - I век н.э. |
Монумент Нереид (реконструкция), фронтон ликийской гробницы; около 390 г. до н.э. |
Фрагменты статуй и фриза ликийской гробницы; около 390 г. до н.э. |
Капители; греческие залы |
Кипрская бронза, 1225-1100 гг до н.э. |
Фрагменты римских мозаик |
Фрагменты римских мозаик |
Довольно много места в залах Древних Греции и Рима отведено коллекции керамики и разнообразной посуды - из стекла, бронзы и других материалов. Многообразие форм и рисунков заставляет кружить между витринами часами, рассматривая "портреты" богов и героев, бытовые сценки, сюжеты известных мифов и легенд и т.д. Кажется, что еще немного - и фигуры на посуде оживут. Хотя... некоторые их действия могли вы заставить покраснеть:) (В Британском Музее выставлена довольно обширная экспозиция посуды с изображениями различных сексуальных сцен). А самое неподдельное удивление и восхищение умением древних мастеров вызывает Портлендская ваза.
Портлендская ваза (стекло), 5-25 гг н.э. |
Портлендская ваза (стекло), 5-25 гг н.э. |
Бронза, Греческие галереи |
Ликийская керамика, Греческие галереи |
Керамика, Греческие галереи |
Стеклянные сосуды древнего Кипра; 1400-1200 гг до н.э. |
Керамическая лампада в виде льва, Греческие галереи |
Римская керамика, I век до н.э. - I век н.э. |
Римские лампады, I век н.э. |
Керамика, Греческие галереи |
Керамика, Греческие галереи |
Керамика, Греческие галереи |
Керамика, Греческие галереи |
Египетские краски, использовавшиеся для росписи керамики, I век н.э. |
Чаша с головой сатира, I век н.э. |
Не менее интересны и разнообразные предметы быта, сохранившиеся с древних времен. Как и в случае с Египтом, они позволяют немного лучше узнать быть древних эллинов и римлян, понять, чем жили люди в то время, что делали, чем интересовались, что использовали в своей ежедневной жизни.
Бронзовое зеркало |
Греческие камеи |
Бронзовый кран источника, выполненный в виде рыбы |
Греческие камеи |
Фигурные украшения источников |
Рим в Британском Музее начинается с этрусков. Глядя на предметы экспозиции, посвященной этим доримским племенам Италии, становится понятно, сколь многое римляни у них переняли: погребальные обряды, развлечения (гонки на колесницах и гладиаторские бои), различные традиции и обычаи, не говоря уже об архитектуре и ремеслах.
Этрусский дом в миниатюре и предметы быта |
Шлем (800-750 гг до н.э.) и различные предметы этрусской культуры |
Этрусская керамика и бронза |
Раскрашеный саркофаг Seianti Hanunia Tlesnana; 150-140 гг до н.э. |
Гипсовые погребальные урны, 200-100 гг до н.э. |
Каменное яйцо с изображениями животных |
Этрусская збруя |
Этрусская керамика |
Этрусская коллекция в Британском Музее занимает даже более важную роль, нежели экспонаты из Италии более позднего периода. Что неудивительно: вне Италии это крупнейшая и самая полная коллекция в мире. Рассматривать экпонаты можно очень долго, невольно сравнивая с греческими и римскими, давая волю фантазии и пытаясь нащупать нити, так тесно связывающие культуры Средиземного моря.
Этрусские бронзовые статуэтки, V век до н.э. |
Барельеф с изображением пира |
Барельеф с изображением пира |
Этрусская посуда |
Барельеф с изображением охоты |
Барельеф с изображением охоты |
Бронзовые фигурки воинов; Северная Италия, ок. VIII в. до н.э. |
Собственно Рим, помимо уже указанной керамики, по большей части представлен скульптурами, портретами, монетами и малым количеством предметов быта. Но и они не могут не восхищять: пронеся сквозь века величие древней империи, они радуют, завораживают и вызывают острое желание прикоснуться, хотя это и строго запрещено правилами музея.
Римские портретные бюсты |
Барельеф с тремя патрицианками |
Статуя римлянки |
Статуя женщины |
Женские портретные бюсты |
Статуя Венеры (могу ошибаться) |
Портреты и не только |
Несколько обособлено в залах Древних Греции и Рима расположена небольшая экспозиция, посвященная древним эскулапам. На первый взгляд она кажется выставкой остатков древнего оружия, но при приближении выясняется, что все это - инструменты врачей, спасавших здоровье и жизни древних греков и римлян. Особый интерес вызывают учебные фигурки-примеры с указанием размещения важнейших органов - натуральные древние шпаргалки:)
Инструменты римских врачевателей, I век н.э. |
Инструменты римских врачевателей, I век н.э. |
Акушерские щипцы, I-III век н.э. |
Инструменты римских врачевателей, в том числе пила для костей и ящичек с лекарствами; I век н.э. |
Фигурки-примеры, I-III век н.э. |
Бронзовые весы |
И, конечно же, какие древные культуры без украшений и золота? :) Признаюсь честно, некоторые вещи рассматривала с удивлением - настолько не верилось, что древние ювелиры были способны создать такую красоту при той технологии, что была в их распоряжении. Факт: некоторые приемы нынешние мастера повторить просто не в состоянии. Так что нам остается лишь любоваться тем, что дошло до наших дней.
Венец македонских правителей, выполненный из скифского золота; технологию изготовления повторить не могут и сегодня |
Золотой портретный медальон |
Этрусский венец из золотых листьев |
Золотые этрусские диски, служившие серьгами; 530-480 гг до н.э. |
Эллинские украшения |
Этрусское золото и серебро |
Браслеты с головами золотых баранов |
Золотые диски |
Золотая фибула |
Золотые украшения |
Золотые подвески с рубинами |
Керамика, стекло, кость |
Римское золото |
Этрусское золото |
Римское золото |
Древняя туфелька и удивительнейшим образом сохранившийся венок из цветов. |
Золотой драконоборец |
Напоследок - еще немного фото без комментариев.
Р.S. Прошу простить за качество некоторых фотографий.
0 коммент.