Непутевые заметки из... Англии (ч.1)
О Великобритании и особенно Англии я могу рассказывать долго. Как-никак, непродолжительное, но все же проживание там дает о себе знать массой впечатлений, наблюдений и знаний. Так что этой стране будет посвящено немало публикаций в этом блоге, и начну я с самого начала.
С чего начинается путешествие в любую страну? Правильно, с вокзала, порта, любого транспортного приемного пункта. Мое путешествие в Англию началось с Гэтвика, одного из шести лондонских аэропортов. Второй по размеру в городе, он находится на юге Большого Лондона, и чтобы добраться из него в город, надо воспользоваться экспресс-электричкой, автобусом или такси. Он гораздо крупнее "родного" Борисполя, с довольно большим летным полем, просторным терминалом с транспортными карманами и забавными «горизонтальными экскалаторами» (такая себе движущаяся лента для ленивых пассажиров, желающих поглазеть на самолеты за окном и поскорее добраться до посадочных ворот). Застряв в декабре 2010-го в Гэтвике на несколько часов в ожидании рейса, я сполна оценила его инфрастуктуру и возможности: в связи с рекордными снегопадами некоторые рейсы задерживали на сутки и более, и пассажиры вынуждены были спать вповалку в залах ожидания и переходах.
Самым крупным аэропортом Лондона является Хитроу, один из крупнейших и загруженных аэропортов в мире. Он включает в себя пять пассажирских терминалов, которые ежедневно принимают тысячи пассажиров со всех уголков Земли. К Хитроу ведет отдельная ветка лондонского метро, позволяющая легко добраться до любой точки города, и отсюда же ходят электрички и экспрессы до основных железнодорожных вокзалов Лондона и всех городов Южной Англии, а также автобусы по основным маршрутам страны и до близлежащих городов и городков. Сама я жила недалеко от Хитроу, но никогда не летала через него (так уж сложилось), но те, кто там бывал, называли его "удивительным муравейником".
Не довелось мне летать и еще через три лондонских аэропорта - Станстед, Саутэнд и Лондон Сити, которые в основном используются для местных рейсов, бизнес- и VIP-авиации, чартеров и лоу-костов ближнего следования. Зато четвертый по величине лондонский аэропорт, Лутон, я изучила вдоль и поперек. Чтобы добраться до него, лучше всего воспользоваться рейсовым автобусом (можно очень дешево). Расположенный на достаточно приличном удалении в одноименном городке к северу от Лондона, этот очень небольшой и уютный аэропорт в основном обслуживает лоу-кост авиакомпании и транспортников вроде DHL.
Великобритания - действительно страна железных дорог. Иногда создается впечатление, что поездом или электричкой можно добраться в любой уголок страны, а крупнейшие вокзалы страны сродни аэропортам в плане занимаемой площади и сложности инфраструктуры. Для всех далеких переездов чаще пользуются именно поездами, для совсем далеких (по меркам англичан) – самолетами, а все, что ближе 4 часов езды (да и дальше тоже, хотя это менее популярно), легко охватывается рейсовыми автобусами и электричками.
Автомобильные дороги в Великобритании и, в частности, в Англии отличные (особенно по сравнению с нашими), хотя сами англичане склонны оставаться ими недовольными. Движение, как известно, левостороннее. Почти никто не превышает установленных скоростей (оно понятно – штрафы нешуточные, а камеры на дорогах почти на каждом километре), все двигаются чинно-мирно, не занимая полосы автобусов (если таковые имеются), не нервничая и не пытаясь пролезть впереди всех. Наверное, поэтому особых пробок у них не бывает, разве что тянучки – и то по уважительным причинам (в случае аварии, например).
По сторонам крупных магистралей – высокие заборы, что делает дороги похожими на бетонные каньоны. Это сделано для шумо- и пылеизоляции окрестностей магистрали – чтобы близлежащие поселки и городки не страдали от близости транспортных артерий. Почему-то сразу же в голове возник образ англичан в нашей стандартной ситуации с дорогой, проходящей по центру села, сидящими с ведром яблок или картошки на продажу))) Особенно приятно было обратить внимание на телефоны экстренной связи, установленные по бокам магистрали через каждые пару километров. И на надземные переходы-мосты, обычно закрытые от пыли и газов дорог пластиковыми колпаками. И на удобные карманы через каждые несколько километров – для тех, кому нужно остановиться.
Обилие прямых и понятных указателей просто не позволяет заблудиться – ни в городе, ни на магистралях. На каждом повороте – указатель с названием улицы или города, к которому ведет дорога. Как говорится, разве что слепой не увидит. В городе, на каждой остановке автобуса можно ознакомится не только со списком доступных маршрутов, но также изучить их карту, точное расписание и, на специально оборудованных остановках, увидеть на табло время прибытия следующего автобуса (прям как в аэропорте, с указанием времени и возможной задержки). Для тех, кому совсем невмоготу, указан номер телефона: бросаешь на него смс, а в ответ приходит указание на точное время прибытия интересующего тебя автобуса.
К слову о городских автобусах. Особо полными они никогда не бывают. Проезд в них нельзя сказать, чтоб дорогой, но немного кусается (как для нас), а стоимость поездки зависит от компании-перевозчика и ее протяженности: чем дальше ты едешь, тем больше платишь. Конечно же, есть можно купить билет «туда и обратно» (действует только для определенных остановок), на целый день только на этот маршрут, или на все маршруты данной компании (такой вот финт ушами – проездные продает компания, владеющая данным маршрутом), можно купить 7-дневный проездной (выгодная, но немного хитрая штука, так как эти самые 7 дней должны быть использованы подряд), 2-недельный и месячный, или, если вы в Лондоне, Oyster Card и выяснять сложную систему оплаты на месте. В общем, выбор велик, но в хитросплетениях вариантов можно запутаться.
Останавливаются автобусы только на остановках, но лишь в том случае, если махнуть водителю рукой (типа как у нас такси ловят) – или если нажать загодя кнопку-сигнал, когда ты в автобусе. Не сделаешь этого – проедет мимо. Что особенно впечатлило в британских автобусах, так это места для инвалидов и мам с колясками, которые, к счастью, уже понемногу появляются и у нас, и то, как водители «приопускают» автобус на один уровень с бровкой, чтобы коляски могли заехать, а пожилые люди – зайти (действует какая-то гидравлическая система; со стороны смотрится занятно, почти как «танцующее авто»).
И все же основной вид транспорта в Англии – авто. Пешком ходят только иммигранты-новички и студенты. Коренное, так сказать, население даже в магазин, до которого идти-то 2 минуты через парк, ездит на авто (лентяи!). Встречаются велосипедисты (особенно много их в городах покрупнее) и реже мотоциклисты, но авто все же превыше всего. Другое дело – Оксфорд и Кембридж. Там национальное средство передвижения – старый раздолбанный вел а-ля наша Украина. Причем чем страшнее вел, тем наглее хозяин. В Оксфорде нас даже предупредили: в случае чего - отпрыгивайте, потому как местные велосипедисты чихать хотели на все и вся.
Довольно важными в Великобритании были и остаются водные пути, особенно реки и каналы, по которым курсируют рейсовые судна, прогулочные катера и другой водный транспорт. Во всех "удобных" для этого точках обустроены паромные переправы, позволяющие существенно сократить путь. И, конечно же, британцы любят пройтись под парусом вдоль побережья (если финансы позволяют).
Что еще чрезвычайно популярно у британцев – так это путешествовать с прицепными «домиками на колесах», благо кемпингов по всей стране хватает. По их словам, так гораздо комфортнее и дешевле, чем снимать номер в отеле. Не знаю, не пробовала. Тут, как говорится, каждому свое.
Вид на London Eye |
С чего начинается путешествие в любую страну? Правильно, с вокзала, порта, любого транспортного приемного пункта. Мое путешествие в Англию началось с Гэтвика, одного из шести лондонских аэропортов. Второй по размеру в городе, он находится на юге Большого Лондона, и чтобы добраться из него в город, надо воспользоваться экспресс-электричкой, автобусом или такси. Он гораздо крупнее "родного" Борисполя, с довольно большим летным полем, просторным терминалом с транспортными карманами и забавными «горизонтальными экскалаторами» (такая себе движущаяся лента для ленивых пассажиров, желающих поглазеть на самолеты за окном и поскорее добраться до посадочных ворот). Застряв в декабре 2010-го в Гэтвике на несколько часов в ожидании рейса, я сполна оценила его инфрастуктуру и возможности: в связи с рекордными снегопадами некоторые рейсы задерживали на сутки и более, и пассажиры вынуждены были спать вповалку в залах ожидания и переходах.
Самолет, садящийся в один из аэропортов Лондона |
Самым крупным аэропортом Лондона является Хитроу, один из крупнейших и загруженных аэропортов в мире. Он включает в себя пять пассажирских терминалов, которые ежедневно принимают тысячи пассажиров со всех уголков Земли. К Хитроу ведет отдельная ветка лондонского метро, позволяющая легко добраться до любой точки города, и отсюда же ходят электрички и экспрессы до основных железнодорожных вокзалов Лондона и всех городов Южной Англии, а также автобусы по основным маршрутам страны и до близлежащих городов и городков. Сама я жила недалеко от Хитроу, но никогда не летала через него (так уж сложилось), но те, кто там бывал, называли его "удивительным муравейником".
Вечернее небо в районе Хитроу |
Не довелось мне летать и еще через три лондонских аэропорта - Станстед, Саутэнд и Лондон Сити, которые в основном используются для местных рейсов, бизнес- и VIP-авиации, чартеров и лоу-костов ближнего следования. Зато четвертый по величине лондонский аэропорт, Лутон, я изучила вдоль и поперек. Чтобы добраться до него, лучше всего воспользоваться рейсовым автобусом (можно очень дешево). Расположенный на достаточно приличном удалении в одноименном городке к северу от Лондона, этот очень небольшой и уютный аэропорт в основном обслуживает лоу-кост авиакомпании и транспортников вроде DHL.
Мосты Ньюкастла |
Великобритания - действительно страна железных дорог. Иногда создается впечатление, что поездом или электричкой можно добраться в любой уголок страны, а крупнейшие вокзалы страны сродни аэропортам в плане занимаемой площади и сложности инфраструктуры. Для всех далеких переездов чаще пользуются именно поездами, для совсем далеких (по меркам англичан) – самолетами, а все, что ближе 4 часов езды (да и дальше тоже, хотя это менее популярно), легко охватывается рейсовыми автобусами и электричками.
Железнодорожная платформа в Виндзоре |
Автомобильные дороги в Великобритании и, в частности, в Англии отличные (особенно по сравнению с нашими), хотя сами англичане склонны оставаться ими недовольными. Движение, как известно, левостороннее. Почти никто не превышает установленных скоростей (оно понятно – штрафы нешуточные, а камеры на дорогах почти на каждом километре), все двигаются чинно-мирно, не занимая полосы автобусов (если таковые имеются), не нервничая и не пытаясь пролезть впереди всех. Наверное, поэтому особых пробок у них не бывает, разве что тянучки – и то по уважительным причинам (в случае аварии, например).
Трасса в Highlands Шотландии |
По сторонам крупных магистралей – высокие заборы, что делает дороги похожими на бетонные каньоны. Это сделано для шумо- и пылеизоляции окрестностей магистрали – чтобы близлежащие поселки и городки не страдали от близости транспортных артерий. Почему-то сразу же в голове возник образ англичан в нашей стандартной ситуации с дорогой, проходящей по центру села, сидящими с ведром яблок или картошки на продажу))) Особенно приятно было обратить внимание на телефоны экстренной связи, установленные по бокам магистрали через каждые пару километров. И на надземные переходы-мосты, обычно закрытые от пыли и газов дорог пластиковыми колпаками. И на удобные карманы через каждые несколько километров – для тех, кому нужно остановиться.
Ночная улица Лондона |
Обилие прямых и понятных указателей просто не позволяет заблудиться – ни в городе, ни на магистралях. На каждом повороте – указатель с названием улицы или города, к которому ведет дорога. Как говорится, разве что слепой не увидит. В городе, на каждой остановке автобуса можно ознакомится не только со списком доступных маршрутов, но также изучить их карту, точное расписание и, на специально оборудованных остановках, увидеть на табло время прибытия следующего автобуса (прям как в аэропорте, с указанием времени и возможной задержки). Для тех, кому совсем невмоготу, указан номер телефона: бросаешь на него смс, а в ответ приходит указание на точное время прибытия интересующего тебя автобуса.
Знаменитые Routemasters, красные автобусы Лондона |
К слову о городских автобусах. Особо полными они никогда не бывают. Проезд в них нельзя сказать, чтоб дорогой, но немного кусается (как для нас), а стоимость поездки зависит от компании-перевозчика и ее протяженности: чем дальше ты едешь, тем больше платишь. Конечно же, есть можно купить билет «туда и обратно» (действует только для определенных остановок), на целый день только на этот маршрут, или на все маршруты данной компании (такой вот финт ушами – проездные продает компания, владеющая данным маршрутом), можно купить 7-дневный проездной (выгодная, но немного хитрая штука, так как эти самые 7 дней должны быть использованы подряд), 2-недельный и месячный, или, если вы в Лондоне, Oyster Card и выяснять сложную систему оплаты на месте. В общем, выбор велик, но в хитросплетениях вариантов можно запутаться.
Улица Борнмута и городской обзорный воздушный шар |
Останавливаются автобусы только на остановках, но лишь в том случае, если махнуть водителю рукой (типа как у нас такси ловят) – или если нажать загодя кнопку-сигнал, когда ты в автобусе. Не сделаешь этого – проедет мимо. Что особенно впечатлило в британских автобусах, так это места для инвалидов и мам с колясками, которые, к счастью, уже понемногу появляются и у нас, и то, как водители «приопускают» автобус на один уровень с бровкой, чтобы коляски могли заехать, а пожилые люди – зайти (действует какая-то гидравлическая система; со стороны смотрится занятно, почти как «танцующее авто»).
Велопарковка на вокзале Эдинбурга |
И все же основной вид транспорта в Англии – авто. Пешком ходят только иммигранты-новички и студенты. Коренное, так сказать, население даже в магазин, до которого идти-то 2 минуты через парк, ездит на авто (лентяи!). Встречаются велосипедисты (особенно много их в городах покрупнее) и реже мотоциклисты, но авто все же превыше всего. Другое дело – Оксфорд и Кембридж. Там национальное средство передвижения – старый раздолбанный вел а-ля наша Украина. Причем чем страшнее вел, тем наглее хозяин. В Оксфорде нас даже предупредили: в случае чего - отпрыгивайте, потому как местные велосипедисты чихать хотели на все и вся.
Хаотичная велопарковка в Кэмбридже |
Довольно важными в Великобритании были и остаются водные пути, особенно реки и каналы, по которым курсируют рейсовые судна, прогулочные катера и другой водный транспорт. Во всех "удобных" для этого точках обустроены паромные переправы, позволяющие существенно сократить путь. И, конечно же, британцы любят пройтись под парусом вдоль побережья (если финансы позволяют).
Паром в гавани Пула, Южная Англия |
Что еще чрезвычайно популярно у британцев – так это путешествовать с прицепными «домиками на колесах», благо кемпингов по всей стране хватает. По их словам, так гораздо комфортнее и дешевле, чем снимать номер в отеле. Не знаю, не пробовала. Тут, как говорится, каждому свое.
Вечерний Лондон, вид на Темзу |
2 коммент.
мдяяя... ну шо скажеш, загниває Європа ;-)
ВідповістиВидалитиох, я би з нашими двома веліками Україна втерла б ніс всім оксфордським та кембриджськім нахабам, років по 50 кожному, не менше :-)
Ой, загниває... Живого місця не лишилося ;)
ВидалитиІнколи мені здавалося, що там і столітній вел знайти можна, але конкуренцію України б склали, ой, склали)))