British Museum, Ч.4
После Египта, Греции и Рима и Ближнего Востока пора отправиться на Восток Дальний. В Британском Музее он в большей части представлен Китаем, но экспонатов и из других стран предостаточно.
Коллекция, посвященная Дальнему Востоку, насчитывает более 75 тыс. предметов и представляет экспонаты, собранные со всей Азии (восточной, южной, центральной и юго-восточной), датируемые от неолита и до наших дней. Изобилие многих веков, различных народов, династий и традиций собрано в нескольких залах, и в каждом из них хочется прогуливаться без конца, рассматривая удивительные чудеса мастеров прошлого. Отдельной "строкой" стоит специальная японская экспозиция, организованная The Mitsubishi Corporation, размещенная в трех залах, где можно увидеть не только разнообразные предметы быта, но даже настоящее японское жилище и бесподобную коллекцию укиё-э, традиционных гравюр (впрочем, о последней речь пойдет в одном из других постов).
Если двигаться по Британскому Музею против часовой стрелки, то Азия начинается с коллекции нефрита, где в основном представлены экспонаты с территории современного Китая. Это и не удивительно: нефрит всегда высоко ценился китайцами, которые называют его «камнем жизни», и являлся их национальным камнем; его цена в прошлом была выше стоимости золота и серебра. На территории Китая этот камень научились обрабатывать еще 7000-8000 лет назад, и на протяжении веков он оставался главным "божественным" материалом. В богатой коллекции Британского Музея немало самых разнообразных предметов из нефрита, но больше всего подвесок, небольших статуэток и пластинок, украшенных символическими изображениями животных - их использовали как оберег от злых сил, надевая их на грудь или пояс.
За китайским нефритом следует все многобразие предметов со всего Среднего и Дальнего Востока, так или иначе связанных с такой религией, как буддизм. Он считается одной из древнейших мировых религий и признан самыми различными народами с совершенно разными традициями, и без его понимания культуры Востока — индийская, китайская, тибетская, монгольская и т.д. - могут так и остаться непонятыми. В залах же Британского Музея духом "Учения Просветленного" можно проникнуться в полной мере.
"Буддийская" коллекция плавно перетекает в экпозицию, посвященную древним и средневековым Индии и Пакистану. В основном здесь представлены разнообразные барельефы и статуэтки, обнаруженные в самых разных частях этих стран. Но, конечно же, не строительным камнем единым богаты были история и культура этих стран, что и доказывают иные предметы в залах Британского Музея.
Конечно, наибольшее внимание музей уделил Китаю. Китай является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации, а его обширная территория и богатая на события, долгая история кажется бесконечным источником удивительных находок и красочных предметов.
Часть экпозиции Дальнего Востока посвящена Тибету, религии и культуре его обитателей. Здесь можно увидеть немало ритуальных предметов и необычных экспонатов.
Отдельной небольшой, увы, экспозиции удостоилась Корея. Но и здесь Британский Музей постарался показать самые важные существенные экспонаты, демонстрируя глаыне вехи истории и культуры, порадовав, например, коллекцией вееров.
Более широко и красочно представлена в музее Япония, "Родина Солнца". За более древней историей островного государства следует множество изумительных и прекрасных предметов более поздних эпох, погружая в незабываемое ощущение того, что японские мастера как никто другой владеют тайной превращения, казалось бы, самых обыденных вещей в тонкое искусство.
В нескольких залах, посвященных Дальнему Востоку, особенно сильно приковывают к себе внимание различные изделия с красным лаком. Лак, изготовленный из экстракта лакового дерева, использовался в Китае с эпохи неолита и считается одним из величайших китайских изобретений. На протяжении многих столетий им украшали предметы быта, мебель, элементы конструкций и даже гробы.
Отдельного упоминания стоит всевозможная керамика и фарфор. Британский Музей владеет одной из самых крупных коллекций в западном мире, привлекая немало желающих приобщиться к магии глины и умелых рук восточных мастеров. В залах музея можно увидеть самые разнообразные предметы и техники начиная с древнейших и заканчивая современными образцами. Что же до фарфора, изобретенного около 620 г. в Китае, то его образцы, представленные в музее, в основном относятся к Средним Векам, но и до сих пор впечатляют своей красотой.
Хотелось бы также упомянуть удивительные образчики искусства инкрустации. От каждого такого экспоната хотелось было крайне трудно оторвать глаза: тончайшие рисунки и узоры просто завораживали, а радужные переливы перламутра и красота других материалов пленяла. Казалось, нет такого предмета, который бы умелые мастера прошлого не смогли бы украсить: декоративные панно, шкатулки, тарелки, предметы мебели и быта, и даже конская сбруя.
Дальше - фото без комментариев.
Р.S. Прошу простить за качество некоторых фотографий.
Керамическая фигура даосисткого божества, декорированная эмалями; Китай, 1488-1644 гг |
Коллекция, посвященная Дальнему Востоку, насчитывает более 75 тыс. предметов и представляет экспонаты, собранные со всей Азии (восточной, южной, центральной и юго-восточной), датируемые от неолита и до наших дней. Изобилие многих веков, различных народов, династий и традиций собрано в нескольких залах, и в каждом из них хочется прогуливаться без конца, рассматривая удивительные чудеса мастеров прошлого. Отдельной "строкой" стоит специальная японская экспозиция, организованная The Mitsubishi Corporation, размещенная в трех залах, где можно увидеть не только разнообразные предметы быта, но даже настоящее японское жилище и бесподобную коллекцию укиё-э, традиционных гравюр (впрочем, о последней речь пойдет в одном из других постов).
Резной нефрит, Китай; на заднем плане - бронзовый ритуальный сосуд для вина, Китай, XII век до н.э. |
Бронзовые фигурки лошадей; Монголия, III—I век до н.э. |
Бронзовая фигура Натарайя из Tamil Nadu; южная Индия, ок. 1100г. |
Посуда, покрытая цветными эмалями; Китай, XV век |
Позолоченная бронзовая мандала; Китай, XVII-XVIII век |
Cloisonne mandala; золото, эмаль, инкрустация нефритом; Китай, 1772 г. |
Барельеф с изображением бога Ганеша; Индия, ХVIII век |
Набор для игры в го |
Инро (коробочки для ношения мелких предметов); Япония |
Подвески в форме оленей; резной нефрит; Китай, около 950г. до н.э. |
Если двигаться по Британскому Музею против часовой стрелки, то Азия начинается с коллекции нефрита, где в основном представлены экспонаты с территории современного Китая. Это и не удивительно: нефрит всегда высоко ценился китайцами, которые называют его «камнем жизни», и являлся их национальным камнем; его цена в прошлом была выше стоимости золота и серебра. На территории Китая этот камень научились обрабатывать еще 7000-8000 лет назад, и на протяжении веков он оставался главным "божественным" материалом. В богатой коллекции Британского Музея немало самых разнообразных предметов из нефрита, но больше всего подвесок, небольших статуэток и пластинок, украшенных символическими изображениями животных - их использовали как оберег от злых сил, надевая их на грудь или пояс.
Церемониальные клинки и рукояти, воротники и другие предметы; резной нефрит; Китай, около 1200-950гг. до н.э. |
Нефритовый дракон, подвеска; Китай, ок. 1200 г. до н.э. |
Нефритовые кролики; Китай, около 900-800 гг. до н.э. |
Нефритовый кролик (или заяц); Китай, XVII век |
Нефритовая лошадь; Китай, XVII век |
Нефритовый дракон, мужское украшение для волос; Китай, XIV-XV век |
Чаша для кистей; резной нефрит; XVIII век |
Нефритовый узор с драконом |
Еще один дракон |
Навершие гребня |
Более сложный образец, вырезанный из большого куска нефрита, на основе из резного дерева |
Нефритовая чаша для кистей с резными деревьями |
Нефритовая резная декоративная панель |
Резной нефрит, декоративные элементы поясов; Китай, XVI-XVII века |
Нефритовые цветы |
Нефритовые цветок |
Редчайший красный нефрит, тоже искусстная резьба по камню |
За китайским нефритом следует все многобразие предметов со всего Среднего и Дальнего Востока, так или иначе связанных с такой религией, как буддизм. Он считается одной из древнейших мировых религий и признан самыми различными народами с совершенно разными традициями, и без его понимания культуры Востока — индийская, китайская, тибетская, монгольская и т.д. - могут так и остаться непонятыми. В залах же Британского Музея духом "Учения Просветленного" можно проникнуться в полной мере.
Буддистская богиня Тара; бронзовая фигура; Шри-Ланка, 700-750 гг |
Деревянная статуя Будды Амида; Япония, XIII век |
Крайняя справа - керамическая статуя Будаи, Будды Смеющегося; северный Китай, 1486г.; немного левее - керамическая статуя люохана, ученика Будды; северный Китай, 907-1125 гг |
Kannon - японский вариант Авалокитешвары, бодхисатвы сострадания; Япония, XIV век |
Фигура помощницы Судьи Ада; Китай, 1522-1620гг |
Керамическая фигура помощника Судьи Ада; Китай, 1522-1620гг |
"Буддийская" коллекция плавно перетекает в экпозицию, посвященную древним и средневековым Индии и Пакистану. В основном здесь представлены разнообразные барельефы и статуэтки, обнаруженные в самых разных частях этих стран. Но, конечно же, не строительным камнем единым богаты были история и культура этих стран, что и доказывают иные предметы в залах Британского Музея.
Барельеф времен государства Гандхара; Пакистан, II-III век |
Барельеф времен государства Гандхара; Пакистан, II-III век |
Он же |
Барельеф времен государства Гандхара; Пакистан, II-III век |
Барельеф времен государства Гандхара; Пакистан, II-III век |
Фигуры Шивы и Парвати |
Фигура Харихары; Индия, ок. 1000г. |
Еще одна фигура Харихары; Индия, ок. 1000г. |
Резная мраморная колонна; Индия, ХII век |
Бронзовые фигуры божеств; Индия, ХI век |
Модель храма Шивы; Индия, ХVIII-XIX век |
Статуэтки с изрбражением мифических героев; Индия, ХVIII-XIX век |
Статуэтка бога Ганеша |
Конечно, наибольшее внимание музей уделил Китаю. Китай является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации, а его обширная территория и богатая на события, долгая история кажется бесконечным источником удивительных находок и красочных предметов.
Бронзовая голова буйвола; Китай, VI-III век до н.э. |
Глиняные модели строений; Китай, 1450-1600гг |
Статуэтки из слоновой кости; Китай, XVII-XVIII век |
Статуэтки из слоновой кости; Китай, XVII-XVIII век |
Резьба по слоновьей кости; Китай, XIX век |
Часть экпозиции Дальнего Востока посвящена Тибету, религии и культуре его обитателей. Здесь можно увидеть немало ритуальных предметов и необычных экспонатов.
Тибетские ритуальные предметы; XV-XX века |
Головной убор священника; Тибет, XIX век |
Он же, с другого ракурса |
Коробочка для амулетов; Тибет, XIX век |
По центру - бронзовая фигура Гаруды; Тибет, XIX век |
Резак; Тибет, XIX век |
Отдельной небольшой, увы, экспозиции удостоилась Корея. Но и здесь Британский Музей постарался показать самые важные существенные экспонаты, демонстрируя глаыне вехи истории и культуры, порадовав, например, коллекцией вееров.
Доспех воина; Корея, V век |
Конский доспех; Корея, V век |
Корейские веера разных эпох |
Традиционная корейская одежда |
Медицинские инструменты средневековой Кореи |
Более широко и красочно представлена в музее Япония, "Родина Солнца". За более древней историей островного государства следует множество изумительных и прекрасных предметов более поздних эпох, погружая в незабываемое ощущение того, что японские мастера как никто другой владеют тайной превращения, казалось бы, самых обыденных вещей в тонкое искусство.
Дотаку, ритуальные бронзовые колокола; Япония, 300 г. до н.э. - 300 г. н.э. |
Ханива, терракотовая статуэтка мужчины; Япония, ок. 500 г. |
Верхний ряд - керамика хайджи, Япония, VI-VI век; нижний ряд - бронзовые зеркала, Япония, XII век |
Стойка для зеркала с ящичками, набор шкатулок и предметов туалета; Япония, XVII-XVIII века |
Доспех воина, Япония: кираса и рукава - XVI век, шлем - XVII век, остальное - XVIII-XIX века |
Козука, декоративная ручка, и когай; Япония, XVII-XVIII века |
Крайняя слева - маска Ryo-o, Короля Драконов, Япония, XVII век; справа - театральные маски молодых женщин, Япония, XVIII-XIX века |
Веер; Япония, XVII век |
Инро и курительный набор; Япония |
Набор для каллиграфии; Япония |
Миниатюрные статуэтки из слоновой кости; Япония, XVIII-XIX век |
Кимоно; Япония |
В нескольких залах, посвященных Дальнему Востоку, особенно сильно приковывают к себе внимание различные изделия с красным лаком. Лак, изготовленный из экстракта лакового дерева, использовался в Китае с эпохи неолита и считается одним из величайших китайских изобретений. На протяжении многих столетий им украшали предметы быта, мебель, элементы конструкций и даже гробы.
Шкатулки; Китай, 1403-1424гг |
Шкатулка; Китай, 1403-1424гг |
Шкатулка; Китай, XV век |
На переднем плане, по центру - шкатулка, Китай, 1368-1424гг., справа - шкатулка, Китай, 1451-1500 гг.; на заднем плане справа - ларец, Китай, XVII-XVIII век |
Декоративные тарелки, панель и шкатулка; Китай, XV-XVII века |
Декоративные тарелки; Китай, XIV-XV век |
Декоративная тарелка; Китай, XVII век |
Чаша; Китай, XVIII век |
Декоративная тарелка; Китай, XVIII век |
Отдельного упоминания стоит всевозможная керамика и фарфор. Британский Музей владеет одной из самых крупных коллекций в западном мире, привлекая немало желающих приобщиться к магии глины и умелых рук восточных мастеров. В залах музея можно увидеть самые разнообразные предметы и техники начиная с древнейших и заканчивая современными образцами. Что же до фарфора, изобретенного около 620 г. в Китае, то его образцы, представленные в музее, в основном относятся к Средним Векам, но и до сих пор впечатляют своей красотой.
Блюда из фарфора санкай, эпоха династии Тан; Китай, VIII век |
Декоративные керамические элементы; Китай, ХV век |
Декоративный керамический элемент; Китай, ХV век |
Тарелка; Китай, 1280-1368гг |
Фарфор; Китай, XIII-XIV века |
Китайский расписной фарфор, XV век; вверху по центру - фарфоровая миска с изображением Ксивангму, даосисткой Королевы-Матери Запада; южный Китай, 1401-1424 гг. н.э. |
Фарфор; Китай, 1573-1620 гг |
Фарфор; Китай, 1573-1620 гг |
Сосуд для воды с драконом; Китай, 1700-1900гг |
Чаши для вина; Китай, 1736-1795гг |
Фарфоровая пагода |
Фарфор; Китай, 1662-1722гг |
Фарфор; XIX век |
Фарфоровое дерево |
Фарфоровые тарелки и пиалки |
Китайский фарфор XVII века |
Японская керамическая плитка XVIII век |
Хотелось бы также упомянуть удивительные образчики искусства инкрустации. От каждого такого экспоната хотелось было крайне трудно оторвать глаза: тончайшие рисунки и узоры просто завораживали, а радужные переливы перламутра и красота других материалов пленяла. Казалось, нет такого предмета, который бы умелые мастера прошлого не смогли бы украсить: декоративные панно, шкатулки, тарелки, предметы мебели и быта, и даже конская сбруя.
Стремена, инкрустированные перламутром; Япония, XVII век |
Седло, инкрустированное перламутром; Япония, 1659 г. |
Тарелка, инкрустированная слоновой костью |
Диск с перламутровыми цветами и птицами |
Инкрустация перламутром |
Шкатулка, инкрустированная перламутром |
Декоративная панель, инкрустированная перламутром |
Тарелка, инкрустированная перламутром |
Тарелка, инкрустированная перламутром |
Золотая панель, инкрустированная бирюзой, жемчугом, гранатами, слоновой костью и другими материалами |
Дальше - фото без комментариев.
Р.S. Прошу простить за качество некоторых фотографий.
0 коммент.